Пол Критз в проекте "Образ жизни 2016/2017"
- ksenialery0
- 13 июл. 2015 г.
- 7 мин. чтения
Тёмная сторона – другая честность, искренность с окружающими. Ответом на ложь, притворство и лицемерие становится агрессия. Это действие вне канонов и рамок в искусстве. Творчество воспринимается как насилие над материалом, вдохновение черпается из неожиданных источников. Здесь нет ограничений. Образы отрицательных персонажей вызывают симпатии и сочувствие. Зритель готов проявить понимание и узнать в своих “темных” оппонентах себя. Темная сторона есть у каждого. Продукты творчества не должны ничего навязывать. Художник ищет своего зрителя, его внутренний, глубокий отклик, не используя эпатаж. Потребитель сам вкладывает собственные смыслы в продукт, становится соавтором. Продукт творчества выполняет роль средства коммуникации между творцом и зрителем. Формируются тонкие, почти интимные отношения, в чем-то интеллектуальные и порождающие прочные связи с автором и брендом.

Команда тренд-бюро встретилась с представителем арт-индустрии, который научился направлять ”тёмную энергию” в творчество. Фотограф Пол Критз в проекте Trendsquire "Образ жизни 2016/2017"
Пол Критз (Paul Kritz), фотограф. Латвия, Москва. Директор и основатель Paul Kritz School.
Здравствуй, Пол. Как настроение?
Здравствуй. Отличное, не смотря на дождливую погоду.
Тебе не нравится? На твоих фотографиях это, пожалуй, любимый цвет и настроение.
Да. Иногда я выбираю дождь для работы: мокрый город, асфальт - это красиво и бывает необходимо. Но просто промокнуть с ног до головы желания нет, такая погода мне не по душе.
Почему у тебя не так много цвета в фото?
Не согласен, выбираю не только черно-белую фотографию. Я люблю работать с яркими красками, но, конечно, я адепт классической фотографии. Черно-белое фото - это классика. Ну, и потом, на любом снимке можно показать позитив. Не только цвет передает настроение.
Как сам считаешь, у тебя много позитивных работ?
Цветные у меня работы или нет, все равно напряженное состояние в них преобладает. Я люблю драматизм, пикантные сюжеты и не считаю это "наплывом негатива". Как постановщику и режиссёру, мне интересно передавать сильные эмоции и чувства. Именно поэтому, чаще всего работаю с актерами, либо передаю состояние за счет визуальных решений. В жизни себя вижу более светлым человеком, и верю в свою негативную сторону. В каждом человеке она обязательно присутствует, мне нравится воплощать её в творчестве.

Почему ты выбрал негативную сторону?
Это часть моей философии и жизненной позиции. В каждом человеке присутствует темная сторона. Я считаю, что человеку нужно научиться управлять ей, жить вместе с ней. Когда человек пытается в себе заглушить плохое, старается казаться слишком светлым и добрым, тёмная сторона находит выход сама. И, как это часто бывает, проявляется там, где не нужно, несет вред. Если человек научится управлять собственным негативом, он сам будет находить правильный выход, и это не будет никому мешать. Для своих тёмных мыслей я нашёл место в творчестве.
С точки зрения отношения к жизни, ты считаешь себя обычным человеком?
Я не знаю, для меня это сложный вопрос. Возможно, с точки зрения норм, которые устанавливает социум, я не являюсь обычным человеком, но меня это не удручает.
О каких рамках ты говоришь?
Целостное отношение к жизни. Определение того, что человек должен в своей жизни успеть сделать, чего добиться. Что, кому и почему. Базовое: построить дом, посадить дерево, родить сына.
У тебя есть собственные рамки?
Нет. Определенных жизненных установок, которым я стараюсь следовать и не выходить за границы - нет. Вернее, она у меня одна, простая - быть честным по отношению к себе и жить так, чтобы в старости никогда ни о чем не пожалеть. Это не значит, что мне хочется только развлекаться, делать что-то исключительно для себя. Нет, мне нравится много работать. Я, в принципе, люблю, когда люди вокруг меня радуются.
Ты веришь в бумеранг добрых дел? Какое значение для тебя имеет слово "добро"?
Сложно сказать, верю ли я. Мне не понятна позиция бумеранга относительно добрых дел, когда надо пойти и сделать так, чтобы получить что-то взамен. Мне не близка эта позиция, потому что она фальшивая и нечестная, но делать добрые дела мне нравится.
Что тебя вдохновляет?
Самые неожиданные места, но основной источник вдохновения - женские образы. Я могу увидеть незнакомую девушку, мне понравится то, как она выглядит, как одета, её взгляд, движения. Можно заметить, что я снимаю в основном девушек, но и не отказываюсь от мужских съемок. Брутальные образы то же хорошо, но с девушками мне приятней, это определенный романтизм. Я очень романтичный художник.
Есть приоритеты? Как тебе больше нравится работать с девушками?
Выбираю образы, которые мне ближе. Люблю тему драматизма, особенно в такой формулировке, как романтический драматизм. Часто в моих работах можно увидеть напряженные, трагичные сюжеты, где героиня выступает в роли пленницы. Драма обязательна. Например, когда героиня сидит где-то связанная, в этом есть игра. Может, эта такая дань мужскому героизму или что-то из детства. Когда мы играли в полицейских и супергероев, всегда спасали красавиц...или хотя бы образ красавицы.

Как ты считаешь, могут ли кошмары быть прекрасными? Девушка связана, ей плохо, а у тебя вдруг творчество.
Да, этому моменту была посвящена моя первая выставка. Это был проект "Холодный воздух". Со мной работали известные московские актеры и знаменитости. Выставка прошла на территории ArtPlay. Была посвящена тяготам и страданиям людей в военное время. Тематика войны мне никогда не была интересна, но человеческие эмоции... не смог обойти их стороной. Все актеры, музыканты и ведущие точно попали в правильное настроение. Часть артистов предстали в необычном амплуа, особенно, поп-звезды. Я очень доволен результатом.
Помнишь ли ты момент, когда решил заниматься фотографией?
Наверное, как у всех, выбор профессии складывался постепенно. Еще до того, как я начал интересоваться фотографией, мне нравились аналогичные, похожие по настроению работы. Больше всего тянуло к работам Хельмута Ньютона, который известен пикантными сюжетами, граничащими с брутальным эротизмом. Когда я сам стал учиться фотографии, начал экспериментировать с разными вещами, далеко отходил от того, что преобладает сейчас. Когда все лишнее отсеялось, пришла некая честность к себе и зрителю.
А в чем твоя честность заключается?
Делать то, что нравится. Если есть работа, в которой не уверен, не вижу для себя зерна творчества - я, скорее всего, отказываюсь от нее.
Что чаще всего выбираешь?
Это не поддается формулировке. Наверное, любая работа, которой я занимаюсь, должна позиционироваться, как предмет искусства. В основе всегда личные ощущения, переживания.
А что для тебя искусство?
Нет канонов и рамок, чем искусство должно быть. У каждого человека индивидуальный подход к этому. С моей точки зрения, искусство должно вызывать эмоции, положительные или нет, затрагивать внутренние струны человека, заставлять переживать, злиться, сердиться, любить, жалеть, радоваться...
Как думаешь, молодое поколение, которое чувствительно ко всему новому, восприимчиво к твоему творчеству? Чему ты можешь научить?
Здесь есть некая проблематика. Во-первых, я сам тяготею к чему-то спокойному, стабильному, уравновешенному. Хочу, чтоб все было хорошо и правильно. При этом меня злит, когда люди вокруг пытаются быть наигранно хорошими, стремятся к искусственно-правильному образу жизни - это замечательно, но не изнутри. Мое творчество - стопроцентная честность к себе. Не надо гасить в себе темные стороны, быть хорошим напоказ. Вот об этом я рассказываю.
Получается, твое творчество отображает картину реальности? Или твои работы - фильтр. Смотришь на них и избавляешься от лишнего, от фальши?
И то, и другое. Допустим, в работе затронут драматичный сюжет. Зритель смотрит, начинает возмущаться, спрашивает, почему все мрачное и сплошной негатив. Это значит, что задело, вызвало эмоцию, бередит что-то внутри. Скорее всего, то, что он пытался в себе погасить. При этом, я никогда искусственно не вкладываю в свои работы смысл. Как говорил Девид Линч о своих фильмах: "Не ищите там смысл. Его там просто нет". Я делаю то, что мне интересно. Значительную роль в моих работах играет визуальная эстетика и красота. Мне всегда интересно наблюдать, когда человек пытается найти смысл в моих работах, который я сам не вкладываю.
Эстетика потустороннего, мрачного всегда притягивала людей. Как думаешь, почему?
Мне до последнего времени казалось, что все с точностью до наоборот - все живут искусственной жизнью. Но то, что происходит сейчас, меня радует, я чувствую себя причастным к этому движению. Все больше появляется людей, связанных с творчеством, искусством, которым "позитивненькое" надоело, они устали от наигранности. Агрессия, как ответ на ложь, синоним честности?
Ты говоришь о честности , граничащей с чем-то напряженным в обществе. Получается, если это "пушистое мимими" - то обязательно фальшивое?
Не совсем так. Честным может быть всё, что угодно, например, общество нашей страны пытается выглядеть положительным, хорошим, у нас есть набожные люди, целомудренные, многие занимаются благотворительностью, а потом читаешь в новостях, как кто-то кого-то топором зарубил. Откуда?
Как относишься к религии?
Меня мало интересует. Если человек чувствует, что ему это нужно, что в этом есть польза - пожалуйста. Я не религиозный человек, убежден, что человек может добиться всего, чего захочет, но придется приложить для этого определенный ряд усилий, возможно, вывернуться из плоти.

Какую дань в своем искусстве ты отдаешь телу?
Я не снимаю привычную эротику в привычном смысле. Мне интересно женское тело с позиции искусства. Образы гораздо лучше плотских историй.
Какие женщины тебя вдохновляют?
Разные, нет конкретных примеров. Мне всегда была близка нуар-эстетика, я поклонник старых фильмов с детективными сюжетами и роковыми героинями. Для меня образ героини всегда должен быть загадочным, с подводными камнями и вопросами. Как у Хичкока, помните? В его фильмах всегда присутствует образ "хичкоковской" блондинки.
Ты так много говоришь об образах. Создаешь ли ты свой внешний образ?
Для меня это естественно. Иногда мне члены семьи говорят, что я слишком много времени уделяю внешнему виду, но я просто не из тех людей, которые могут проснуться и собраться за пять минут. Я не стараюсь соответствовать современным трендам специально, не пользуюсь руководством. Конечно, я слежу за трендами, не могу не следить, исходя из профессии. Какие-то вещи оттуда черпаю и делаю выводы, что-то отмечаю, принимаю, анализирую, дорабатываю. Я не существую в рамках одного конкретного образа, мне важно периодически меняться: то у меня длинные волосы, то короткие, то элегантная одежда, то легкая, спортивная. Разные моменты в жизни несут в себе разные образы. Иногда интересно меняться каждый день. Сколько себя помню, не бывало такого, чтобы я два дня подряд вышел из дома в одном и том же.
Как ты относишься к современному русскому фототворчеству?
С одной стороны я сам являюсь его частью, ведь я работаю в России, не смотря на то, что иностранец в этой стране. С другой стороны, я не отношусь к нему никак, потому что такого понятия, как русское фототворчество просто не существует, я в него не верю. В России много мастеров фотографии, у некоторых из них я учился, то-то меня вдохновляет, я, конечно, слежу за творчеством коллег. Все основано на западной, зарубежной фотографии, нет в этом всем ничего определенно русского.
Есть тенденции к изменению?
На сегодняшний день, нет. Существует одна мировая школа фотографии, один метод.
У тебя есть замечательные работы с белоснежными скамейками, расскажи об их настроении.
PK: Это одна из немногочисленных серий работ, где нет людей, исключительно, арт-фотография, специфическая пейзажная съемка про состояние и настроение. Когда я начал снимать эту серию, я не задумывался про смысл. Работа состоит из двух частей. Одну из них делал в Латвии, в Юрлале, в своих родных местах, это было в конце зимы. Пошел бурный снегопад и у меня появилось настроение. Снимал сюжеты, работал над композицией. А в это время, само собой формировалось такое мистическое, потустороннее состояние: я один, вокруг метель, берег моря, замерзшего в ледяных глыбах, которые складываются в интересную мозаику. Вокруг было много привлекательных визуальных решений, из которых начала складываться интересная серия. Потом, основываясь на первой съемке, я снял вторую часть в России, в Тульской области, в другое время года. Чувствовал, что это надо разбавить. Вместе получился выставочный проект.

У тебя есть личная профессиональная мечта?
Есть планы, которым я следую сейчас постепенно, шаг за шагом, стараясь отсекать лишнее на пути и фокусироваться только на том, что по-настоящему интересно.
Полное собрание интервью трендсетторов проекта в трендбуке "Образ жизни 2016/2017."
Commentaires